Технические советы

Полезные программы.

  1. Запись и обработка звука — WaveShop v1.0 портативная с плугинами 3,2 MБ
  2. Запись и сведение дорожек — n-Track v0.99 портативная 95 кБ
  3. Создание mp3-файлов (кодек) — Lame v3.99.5 2011 577 кБ
  4. Прямой редактор mp3-файлов — mp3DirectCut v1.39 461 кБ
  5. Транспонирование песен — Songs Plus v2.0 894 кБ
  6. Метроном классический — Metronome v1.0 173 кБ
  7. Определитель аккордов — NutChords 32 150 кБ
  8. Замедлитель музыки (чтобы снять по нотам) — MusicCrammer v1.0 515 кБ
  9. Просмотр табулатур — TEFView v2.6 210 кБ
  10. Профессиональный редактор табулатур — Power Tab Editor v1.7 2,98 МБ
  11. Различные вэб-утилиты ~ 2 МБ
  12. Различные "помощники" ~ 2 МБ

Как записать гитару.

Подключить любой внешний компьютерный микрофон на микрофонный вход звуковой карты, а наушники — к аудиовыходу карты PC или ноутбука. Важно! Значительно более качественные записи можно получить через конденсаторный микрофон, подключенный к микрофонному усилителю "преампу" или ко внешнему USB аудиоинтерфейсу.

Программа "GoldWave v5.12" сайт, скрин.

  1. Создать новый файл: моно 44 кГц, 10 мин.
  2. Задать параметры (клавиша "F11"): режим записи "Unbounded", входные уровни, звуковую карту.
  3. Разместить микрофон на расст. 10-20 см от 12-го лада гитары.
  4. Включить запись (кнопка "Record"), проверить, чтобы не было "красного" уровня.
  5. Записать подряд 1-5 дублей, остановить запись.
  6. Выбрать лучший дубль (кликать по временной шкале внизу и слушать).
  7. Выделить курсором и вырезать нужный дубль (кнопка "Trim"), сохранить его как *.wav.
  8. Удалить DC-смещение (кнопка "Offset", scan), повысить громкость до "желтого" (кнопка "Volume").
  9. Скопировать в буфер образец шума ("нитка" в начале фонограммы).
  10. Подавить шум (кнопка "Noise", шаблон "Default" или "Clipboard", имеется "Preview" результата).
  11. Выставить графическим эквалайзером нужные частоты, дать имя и сохранить этот шаблон кнопкой "+".
  12. Подавить комрессором всплески (кнопка "Compressor", шаблон "Reduce Peacs").
  13. Максимизировать громкость (кнопка "!", шаблон "Default", выбирать шаблоны можно и правым кликом на кнопках).
  14. Сохранить файл как *.mp3 44/128 моно (нужен плугин lame_enc.dll в папке программы, он доступен на этом сайте).
  15. Изменения в *.wav не сохранять, оставить его оригиналом.

Программа "Samplitude 2496" (любая версия до 1999 г.)

  1. Установить разрядность звуковой карты (File - Pref. - Int.Precision - Max. 16 Bit Dev. Res.)
  2. Записать сэмпл *.wav (клавиша "R"), либо импортировать ранее записанный (клавиша "W").
  3. Выделить всё (клавиша "A").
  4. Убрать DC-offset (меню "Effects").
  5. Провести Dehissing (параметры "20" и 15 dB).
  6. Выделить "нитку", получить образец шума ("GetNoise").
  7. Провести шумопонижение (шаблон "Low").
  8. При необходимости применить эквалайзер.
  9. Применить компрессор-максимайзер ("Comp. Max."), либо нормализовать громкость (Shft-N).
  10. При необходимости применить многодиапазонный компрессор (повысить зв. мощность).
  11. Экспортировать обработанный сэмпл в *.wav или *.mp3 (меню "File").

Программа "WaveShop" сайт.

Проста в освоении, имеются внешние плугины для обработки звука, доступна на этом сайте.

Как наложить вокал на фонограмму.

Так выглядят окна используемых программ: скрин. Программы доступны на этом сайте.

  1. В программе WaveShop v1.0 конвертировать файл фонограммы (минусовки) из *.mp3 в 1.wav (меню "File - Export", параметры: WAV MS, 16 bit PCM).
  2. В программе n-Track v0.99 задать внутренние параметры "16 бит, 44100 Гц, Stereo" и путь к внешнему редактору звуковых файлов (WaveShop).
  3. Добавить файл фонограммы 1.wav на первую дорожку n-Track (Add a track), сохранить проект.
  4. Записать вокальный трэк 2.wav (кнопка записи), прослушать, сделать его копию, затем двойным кликом на строке в окне трэков открыть файл в WaveShop.
  5. Применить плугин GVerb (параметры 30m, 0.4s, ранние отражения -30dB), усилить сигнал на +3 dB (меню "Audio - Amplify") и сохранить файл как 2r.wav (трэк короткой реверберации). Отменить изменения (Ctrl-Z) и повторно применить плугин (Ctrl-L), но с параметрами 75m, 4.0s, усилить на +3 dB и сохранить файл как 2ra.wav (трэк длинной реверберации). И, наконец, аналогично применить плугин fadDelay с параметрами 0.8s, -20dB, ослабить сигнал на -10 dB и сохранить файл как 2d.wav (трэк задержки).
  6. Добавить созданные файлы на новые дорожки в n-Track и прослушать микс (трэки можно заглушать опцией "Mute"), отрегулировать уровни громкости и при необходимости панораму дорожек (избегать появления сообщения "CLIP" и лишнего эха).
  7. Выполнить сведение дорожек (миксдаун) в файл 2m.wav (меню "File - Render Song").
  8. Открыть файл 2m.wav в WaveShop, применить максимайзер (плугин Dyson Compressor, параметры по умолчанию).
  9. Провести нормализацию громкости в 0 dB (меню "Audio - Normalize"), сохранить файл как 2mcn.wav.
  10. Перетащить файл 2mcn.wav на ярлык кодека Lame (доступен на этом сайте). В директории кодека появится готовый файл песни 2mcn.mp3 с качеством 320 kbps (параметры задаются в свойствах ярлыка, например: C:\lame\lame.exe -b 320).

Заключительные советы.

  1. В n-Track можно исправлять записанные трэки (установить ползунок тайминга в нужное место и выбрать "Overdub" вместо "Overwrite" при замене файла трэка).
  2. Виртуальный синтезатор "Roland VSC" позволяет конвертировать файлы *.midi в *.wav, причем, заглушив трэк мелодии, т.е. получать готовую минусовку из широко распространенных миди-файлов (сайт midi.ru).
  3. Фонограмму *.wav можно получить и прямой перезаписью исходного файла через полнодуплексную звуковую карту, для этого в настройках аудиопараметров Вашей ОС нужно выбрать в качестве источника сигнала "Stereo Mix".
  4. Изменить частоту сэмплирования аудиофайла, например 48000 Гц на 44100 Гц, можно в "Sound Recorder" Вашей ОС (меню "File - Properties - Convert Now"), но при таком способе качество звука может ухудшиться. WaveShop пока не позволяет делать это успешно (меню "Audio - Resample"). Лучшее решение — ПО "Samplitude 2496" за 1000 USD!

Как смотреть и слушать табулатуры.

Для просмотра табулатур в форматах *.gtp, *.gp3, *.gp4 нужна программа Guitar Pro 4 и выше. Для форматов *.tef, *.tab — программа TEFView. Смотреть файлы *.mid в виде табулатур можно, импортировав их в Guitar Pro. Слушать всё лучше через виртуальные синтезаторы типа "Yamaha XG50" или "Roland VSC", установив вывод через них в настройках MIDI Ваших программ, а также в панели управления ОС (аудиоустройства, MIDI). Реалистичный MIDI-плеер "CyMusic" Д.Зайцева доступен на этом сайте (список программ, "помощники").

Что было использовано при записи пьес.

Гитары:

Классическая — Hohner HC-20, 650 мм (Hohner Musikinstrumente GmbH & Co. KG, Германия, осн.1857).
Вестерн — Stagg SW203VS, 646 мм (EMD Music Inc., Бельгия, осн.1995).
Классическая — Prince C 725, 655 мм (Индонезия).

Программы:

Запись, обработка — GoldWave v5.12.
Запись, обработка, сведение — Samplitude 2496 v5.58.
Видеомонтаж — VirtualDub v1.9.8.
Нормализация громкости MP3 — mp3DirectCut v1.39.
Редактор MP3-тегов — Mp3tag v2.49.

Оборудование:

Ноутбуки — Toshiba Pentium 133/32M, Япония и IBM ThinkPad R40e, США (КНР).
Карта видеозахвата — AVerMedia AVerTV CardBus Plus E501R, КНР.
Видеокамера — Panasonic NV-M7 VHS HQ, Япония.
Микрофон конденсаторный электретный — AKG P-120, Австрия (КНР).
USB аудиоинтерфейс — Roland TRI Capture UA-33, Япония (КНР).
Микрофон динамический для голоса — Hisonics ICM-309, КНР.
Микрофон электретный для гитары — от гарнитуры "noname", КНР.
Мониторные наушники вкладыши — jWIN, США (КНР).
Мониторные наушники головные — Gembird, КНР.
Подставка под ногу — SoundKing, КНР.
Стойка микрофонная — SoundKing, КНР.

Изображения: фото.

Как обозначаются тональности в классике.

Тоника:

C D E F G A H B — мажорные
c d e f g a h b — минорные
до ре ми фа соль ля си си-бемоль

Лад:

Dur — мажор
moll — минор

Альтерация:

is — диез
es — бемоль

Пример: ADur — ля-мажор, cismoll — до-диез минор.

Исключения: As — ля-бемоль, Es — ми-бемоль, B — си-бемоль.
В консерваториях иногда по тем же правилам обозначают и одноименные аккорды: a — ля-минор вместо привычного Am, Cis — вместо C#, es — Ebm, c# — C#m, b — Bm и т.д.

Отклонение и модуляция.

Красивая мелодия — она подобно птице, вылетает из своего гнезда по имени Тоника, поднимается, опускается, парит, радует нас переливами своих перьев, но всегда неизменно возвращается в своё родное гнездо по имени Тоника.

Звуки мелодии организуются вокруг тоники и подчиняются ей. Организуются они согласно тональности. Тональность это к примеру: до ре ми фа соль ля си до. Это до-мажор. В ней нет до-диеза, ми-бемоля и чего-то подобного. До — тоника (T), фа — субдоминанта (SD), соль — доминанта (D). Мелодия начинается и оканчивается в тонике, и ее сопровождают правильные аккорды: T - SD - D - T , что есть C - F - G7 - C (до-мажор, фа-мажор, соль-септаккорд, до-мажор). И вовсе неправильно будет T - D - SD - T.

Организованные звуки тональности или, как еще их называют, гамму, можно вполне сравнить и с цветовой гаммой произведения художника. Если извлечь из произведения все цвета и оттенки и разложить их в ряд, то получим такой набор цветов, беря кисточкой которые, можно будет легко получить такое же композиционно правильное произведение как и оригинал. Так же и с нотами — используя ноты из гаммы, играя в тональности, автоматически получается композиционно правильное произведение. Попробуйте понажимать белые клавиши любого синтезатора, специально пропуская F (фа) и H (си). Вы неожиданно услышите японские или китайские мотивы! Исключив эти две ноты, Вы перешли в т.н. пентатонику — один из примеров гаммы или лада: C D E [-] G A [-] C. Кстати, слово "лад" происходит от слова "складываться", "ладить", т.е. все звуки внутри лада "ладят" между собой.

Художник может брать кисточкой иные, выбивающиеся из основной гаммы цвета, но лишь самую их малость, для оживления рисунка. Точно так же композитор может оживлять мелодию от скуки и однообразия, используя своеобразные "цветовые ляпы" — отклонения и вспомогательные ноты, а также модуляции. Отклонение — мелодия временно использует одну или несколько нот из другой тональности, другого аккорда, но так, чтобы все равно вернуться в свое родное гнездо Тонику. Вспомогательные ноты — используются ноты, которые на полтона выше или ниже, той ноты, которой "помогают". Такие ноты резко выбиваются из тональности, что хорошо заметно на слух. Модуляция — мелодия уходит в другую тональность, начинает парить над другим гнездом. Она может вернуться в родную тональность, а может и остаться в новой или уйти в третью.

Общий принцип и мелодики, и гармонии — плавность. Не должно быть резких необоснованных скачков по высоте. Данный принцип соблюдается также и в правилах отклонений и модуляций. Отклонения и вспомогательные ноты "крутятся" вокруг основной ноты, они близки к ней. Модулируют, как правило, всего лишь на 1 полутон или на 1 целый тон вверх или, реже, вниз. Модулируют в параллельные и родственные тональности, даже название которых говорит само за себя. У параллельных тональностей тоники отстоят друг от друга на малую терцию в 3 полутона и это всегда "мажор-минор" (Am - C, Dm - G и т.д). У родственных тональностей тоники отстоят друг от друга на квинту в 7 полутонов (Am - Em, Dm - Am и т.д). Характерная особенность родственных тональностей — близкое количество диезов или бемолей в ключе. Например, у ми-минор один диез, у ля-минор — ноль, у ре-минор — один бемоль и т.д. по т.н. "квинтовому кругу". Обратим внимание, что и терцовый, и квинтовый тоны — это устойчивые ступени лада. Значит, тоника тональности, в которую Вы модулируете, была устойчива в исходной. Устойчивыми являются и интервалы: малая терция и квинта. Устойчивые называются — консонансами, неустойчивые — диссонансами. Квинты могут заменять собой целые аккорды (обозначаются A5, E5, применяются в рок-музыке).

Правила модуляции довольно сложны. Одна из самых простых и распространенных модуляций — прямая модуляция, когда в композиции прямо и дерзко употребляется тоническое трезвучие новой тональности и игра переходит в новую тональность. Пример — Queen, "The Show Must Go On". Вторая часть песни (What ever happens...) начинается в C#m вместо Hm. Здесь происходит прямая модуляция из си-минора в до-диез минор. Однако, более плавной и гармоничной модуляцией является модуляция через неустойчивые аккорды — септаккорды. Пример — третья часть той же песни, т.н. "бридж": "My soul is painted...". Данная модуляция отражена в подчеркнутых аккордах: F# - Em - Edim7 - F - G/F - Em - Am - Cmaj7/G - F - G/F - Em7 - Am - Gdim7 - A7/C# - Dsus4 - D. Здесь происходит модуляция из си-минора в ля-минор через уменьшенный септаккорд Edim7 и через субдоминанту (F) до-мажора. Помним, что до-мажор параллелен ля-минору, он как бы "мажорный аналог" ля-минора. В этой же песне имеется еще и возврат из до-диез минора обратно в си-минор: G# - F#m - F#dim7 - Em - Hm (F#dim7=212112). Назначение бриджа — временно отклониться от основной темы песни, чтобы затем снова вернуться в тему. Бридж часто встречается в хитовых песнях, например Scorpions, "Wind Of Change" со слов: "The wind of change blows straight, Into the face of time."

У септаккордов вообще одна из нот всегда близка к тонике на полутон. Поэтому весь септаккорд тяготеет разрешиться в тоническое трезвучие. Поэтому же септаккорды так удобны как для модуляций, так и для стандартных переходов типа Т - SD - D - T или T - D - T. Метко придуманное название "вводные септаккорды" отражает их назначение — вводить в новую тональность. Строятся вводные септаккорды на ближайшей сверху или снизу к тонике ступени (2я или 7я). Крайние звуки септаккордов всегда образуют резко неустойчивый интервал (септиму). В основе вводных септаккордов лежит уменьшенное трезвучие. Крайние звуки уменьшенного трезвучия тоже образуют резко неустойчивый интервал — большую кварту (три целых тона, "тритон", дьявольское созвучие, которое даже запрещала инквизиция). На слух неустойчивый интервал воспринимается вибрирующим, с биениями амплитуды, что придаёт особую зыбкость и напряженность звучанию всего аккорда.

"Правило неустойчивости" можно сформулировать и так — неустойчивым будет тот интервал в аккорде, крайний звук которого максимально близок к устойчивой ступени лада — к тонике (первая) или квинте (пятая). К тонике он близок в любых септаккордах, к квинте — в уменьшенных трезвучиях и вводных септаккордах, т.е. где имеется "тритон". Чем ближе звук к устойчивой ступени, тем сильнее диссонанс и выше напряженность звучания. Диссонанс может наблюдаться также и через октаву, например в нонаккордах. Нона в них — та же вторая супень, но на октаву выше: до - 1я, ре - 2я, соль - 5я "квинта", си - 7я "септима", новая до - 8я "октава", новая ре - 9я "нона".

Помним, что 8я ступень лада называется "окта", а интервал "октава" содержит 12 полутонов (7 белых и 5 черных клавиш), и что полутон это еще и ми - фа, си - до (когда между белыми клавишами нет черных).

На практике модулировать можно через следующие септаккорды:

1) малый септаккорд (m7-5 или m7b5), "Полууменьшенный вводный" — употребляется на 2й ступени минора и 7й мажора;
2) уменьшенный септаккорд (dim7 или 0), "Уменьшенный вводный" — употребляется на 7й ступени минора;
3) малый минорный септаккорд (m7) — употребляется на 2й ступени мажора;
4) малый мажорный септаккорд (7), "Доминантсептаккорд" — употребляется на доминанте;
5) большой мажорный септаккорд (maj7 или +7) "Зыбучий" — часто употребляется на субдоминанте;
6) большой минорный септаккорд (mmaj7 или m+7) "Редкий".

Из сложных аккордов встречаются пятизвучные большой и малый нонаккорды (9 и -9) построенные на базе доминант-септаккорда с прибавлением сверху девятой ступени. Девятая ступень содержит ту же ноту, что и вторая, но на октаву выше. Этим удобно пользоваться при построении: E-9 (или E9) — это E7 плюс фа (или фа-диез) сверху. Нонаккорды (V9) обычно употребляются на доминанте, часто вместо доминант-септаккорда.

Упомянем трезвучие с секстой (6). Это когда к мажорному или минорному трезвучию сверху прибавляется шестая ступень. Образующийся при этом общий интервал в сексту резко неустойчив, что придает такому трезвучию функцию септаккорда. Трезвучия с секстой (IV6) применяются в основном на субдоминанте.

Ступени лада обозначают большими римскими цифрами. В консерваториях часто используют эти цифры вместо буквы основного тона аккорда: V7 — доминант-септаккорд, I — тоническое трезвучие, IV6 — трезвучие с секстой построенное на субдоминанте лада и т.д.

Септаккорды строятся из мажорного, минорного, уменьшенного трезвучий, путём присоединения сверху (реже снизу) терции: малой (М) в 3 полутона или большой (Б) в 4 полутона. Нонаккорд строится так же, но из доминант-септаккорда. "Большой и малый" происходит от названия присоединяемой терции и, следовательно, от названия получаемого интервала между крайними звуками аккорда ("большие" — неустойчивее, напряжённее). Помним, что "минорное" это М+Б терции, "мажорное" — Б+М, "уменьшенное" — М+М, "увеличенное" — Б+Б. Разобраться, как строятся аккорды Вам поможет лучший и проверенный на практике определитель аккордов — NutChords 32 (он доступен на этом сайте).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мной приведены лишь наброски из уникального мира гармонии. Однако на практике, чтобы приемлемо играть и сочинять, начинающим музыкантам с лихвой хватит не только приведенных выше септаккордов, но даже... одного простого до-мажора с ля-минором в классической раскладке Т - SD - D - T или T - D - T. Это не шутка! Красота музыки не сложности, а в простоте, в доступности для понимания. Роль отклонений, модуляций и сложных аккордов — лишь дополнительно украшать музыку. Как различные ультрамарины, индиго, охра и их тончайшие оттенки у художника на палитре. А сама музыкальная мысль проходит золотой нитью сквозь все эти надстройки. Точнее, не нитью, а упругой струной, которую нельзя как угодно перегибать и запутывать. Не секрет, что всякие "заумные" и сложные аккорды в реальном исполнении, особенно на концерте, могут быть заменены на мажор, минор и доминант-септаккорд. На слух гораздо важнее:
— построенность композиции (вступление, развитие, напряжение, нарастание напряжения, кульминация, развязка, завершение),
— возврат в тонику,
— целостность излагаемой музыкальной мысли,
— правильный ритм изложения,
— динамика (акценты на сильных нотах, нарастание или спад громкости исполнения).

Немного о ритме.

Ноты — это кубики, "колбаски" длинной 1/2 1/4 1/8 1/16 от целой. Так вот, их надо уложить в такт, чей размер указан у ключа. Например, размер 4/4 это 4 по 1/4 ноты, или 2 по 1/2, или 1 по 1/2 плюс 2 по 1/4 и т.д. Правильность ритма — это точно выдержать длительности нот и пауз в пределах такта, при этом не сбиться с равномерной пульсации (метра). Такт — это отрезок между двумя сильными долями (нотами или паузами) т.н. "акцентами". Отметим, что в добаховскую эпоху музыка записывалась крюками и "белыми" нотами без точных длительностей. Музыкант сам дорисовывал ритмический рисунок композиции. Такая свобода порождала калейдоскоп вариаций произведения. Однако, уникальность тонкой материи по имени Музыка в том, что оригинальный ритмический замысел композитора... интуитивно чувствуется исполнителем! Исполнитель лишь привносит свои изыски, размещая кубики между тактовыми чертами. И кубики все равно лягут так, как это видел композитор и требует жанр. Жанр всегда указывался в начале старинного произведения, например "жига". А уже "жига" имела вполне определенный ритмический рисунок. Попробуйте поменять ритмический рисунок песни "Во поле берёза стояла", пропевая её, скажем, в ритме вальса (3/4): ум-па-па, ум-па-па. У вас получится, но довольно коряво и бессмысленно. Почему? Да потому, что жанр "берёзки" — грустная народная песня, а это, в свою очередь, монотонный ритм, минорная тональность, завершение мелодии движением вниз. Под нее не танцуют вальс, а тихо сидят при лучине. Или в ритме джаза или рок-н-ролла тему "этих певунов" из фильма "Собачье сердце": "Тяже-елые го-оды ухо-одят... борьбы-ы за сво-ободу страны-ы... за-ними-приходят други-и-и-е го-оды-ы... кото-орые тоже трудны-ы-ы". Мелодия, после короткого взлёта надежды, неизменно идет вниз и гаснет там в безысходности. Это не джаз.

Пара слов об изложении музыкальной мысли.

Музыкальная мысль излагается с помощью музыкальных фраз. Если такт это отрезок между двумя акцентированными долями, то музыкальная фраза — это отрезок из одного или нескольких тактов, который можно выделить из пьесы и исполнить отдельно. Он будет самодостаточен. Его можно будет ввести в Ваш сотовый в качестве мелодии. Пример - та же "во-по-ле-бе-ре-за-сто-я-ла". Если секрет выразительной силы ритма состоит в том, что сильные и слабые доли равномерно чередуются в композиции, вызывая у слушателя ощущение развития музыки во времени, то секрет изложения музыкальной мысли — в определенном соотношении количества музыкальных фраз, обеспечивающем уравновешенность композиции, и в их взаимосвязи между собой. Каждая музыкальная фраза должна быть одновременно и похожа на другие фразы, для выражения общей темы, и немного отличаться от них, для оживления изложения. На практике это достигается небольшим изменением их ритмического рисунка или (и) высоты нот. Видели, как у дизайнеров обрывки шрифта в фоне повторяют слоган? Вот примерно также работают и музыкальные фразы. Так уж устроено восприятие человека — принимать уже знакомое, раз за разом узнавая его, составляя целостный портрет. И, конечно, музыкальные фразы должны отражать воспеваемые действия, передавать сам смысл, настроение. Музыка произошла от пения, пение — от невнятных "напевов", набора гортанных звуков, сопровождаемых мимикой, жестами, танцами. Первый музыкальный инструмент был голос. Вторым — рожок (а ведь тоже связан с голосом). Человек мог напевать весело и грустно, быстро и медленно. Шагая километры ногами, монотонно собирая плоды, танцуя обрядовые танцы. Сознание привыкло воспринимать музыкальные звуки в ритме. Нисходящая или восходящая мелодия, быстрая или медленная, боевой ритм или колыбельная. Через века всё это перенеслось в сознание современного человека. Появился термин — "семантика музыки". Вспомните песню "В хоккей играют настоящие мужчины". Представьте под нее разгоняющегося и едущего хоккеиста. Думаю, это получится у вас легко.

Аккорды для начинающих.

Они действенные. Простые до смешного, они научат вас играть в тональностях, а не просто бренчать из аккорда в аккорд. Спасибо автору за то, что сумел вот так всё собрать и выложить. Скачайте эту фотку, и в метатегах файла посмотрите комментарии автора как играть. Маленькая фотка с ладонь, научит вас играть быстрее многостраничных самоучителей, кружков и курсов.